О Хелипорте
Контакты
Новости
Фотогалерея
Вертолеты в сельском хозяйстве
Уникальный для отечественного сельского хозяйства опыт использования вертолетной техники накоплен в ГК АСБ.
Руслан Кондратьев: «Вертолет дает непревзойденные возможности для обследования посевов»

В ходящие в группу компаний «АСБ» семь сельскохозяйственных предприятий расположены в Центральном, Приволжском и Южном федеральном округе. Производимая продукция – сахар, меласса, бутилированное подсолнечное масло, жмых, гранулированный жом, гранулированная лузга. Зерно реализуется в 41 регионе Российской Федерации и отправляется на экспорт в страны Таможенного Союза, СНГ и Восточной Европы.

В «АСБ» накоплен уникальный для отечественного сельского хозяйства опыт использования вертолетной техники. О том, как вертолеты позволяют аграриям повышать урожайность и производственные показатели наш разговор с заместителем генерального директора ООО «Грибановский сахарный завод» Русланом Кондратьевым.

Как давно в ГК АСБ используют вертолетную технику?
Первый Robinson R66 появился у нас в 2014 году.

Как возникла идея использовать вертолет?
Необходимость была продиктована потребностью в практически каждодневных оперативных перемещениях на большие расстояния, наблюдением за динамикой развития культур. До появления у нас вертолетов мы решали этот вопрос традиционно, с помощью автотранспорта.

Расскажите подробнее о воздушном флоте ГК АСБ? Типы воздушных судов, количество пилотов?
Сегодня мы эксплуатируем четыре вертолета. Все четыре - легкие одномоторные Robinson R66. За каждым бортом в штате компании закреплен пилот, который не только обеспечивает летную работу, но также курирует своевременное проведение оперативного и периодического технического обслуживания техники.

Какие виды авиационных работ выполняют вертолеты?
Каждый вертолет закреплен за определенным подразделением компании. Один вертолет работает исключительно по задачам главного агронома, прежде всего, это мониторинг ситуации с возделываемыми культурами. Второй решает задачи инженерно-технической службы, в том числе по обеспечению оперативного ремонта техники. Третий закреплен за ремонтно-строительным отделом, еще один – работает исключительно по задачам перемещения руководства группы компаний.

Если говорить о работах, то в случае агронома – это авиамониторинг, по остальным подразделениям – это оперативная доставка запчастей, персонала, расходных материалов. У нас широкая география и масштаб: 291 000 гектаров посевных площадей в Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Волгоградской области. Сломавшаяся в поле во время работ по уборке урожая техника может находится в одном Федеральном округе, а необходимая для ремонта запчасть на складе в другом. Использование вертолета помогает обеспечить быструю доставку необходимых материалов, инженеров и техников. Таким образом, мы минимизируем вынужденный простой.

Каково назначение мониторинга?
Оперативный мониторинг ситуации с фазами вегетации посевных культур - одна из постоянных задач главного агронома. Вегетация проходит через несколько критических для роста периодов. Первый такой период приходится на посев. Например, всходы, в случае недостатка влаги могут быть изреженными. Обследование посевов необходимо для объективной оценки состояния агроценоза.

Основная цель наблюдений с воздуха - своевременное определение необходимости проведения любых мероприятий на каждом поле вплоть до подсева и пересева, внесения удобрений. Важный аспект – периодичность. Все поля должны обследоваться не менее двух раз в неделю и после каждого случая экстремальных погодных явлений – сильных дождей, града, шквалистого ветра…

Где вертолетная техника зарекомендовала себя наиболее позитивно, помогла снизить затраты, оптимизировать производственные процессы?
Наибольшая ценность вертолета – в непревзойденных возможностях для качественного и быстрого мониторинга вегетации. Из окна автомобиля невозможно оценить, что происходит на всех площади поля. Своевременно отслеживая динамику и принимая необходимые решения, например, по точечному внесению гербицидов, мы значительно улучшаем урожайность, а значит – прибыль компании. Да, при такой высокой интенсивности полетов, как у нас, стоимость ежегодного обслуживания Robinson R66 составляет 400 тыс. рублей. При этом наши подсчеты подтверждают, что за счет экономии гербицидов и удобрений, минимизацию потерь от возможной гибели урожая и альтернативного использования автомобильной техники, все имеющиеся у нас вертолеты уже окупили себя.

Вы используете четыре вертолета одного типа – Robinson R66. В чем преимущества именно легких вертолетов данного производителя?
Для наших задач Robinson – идеальное решение с экономической точки зрения. Например, за летный час на авиационный керосин мы тратим 3500 рублей, покрывая при этом расстояние в 200 км.

В ряде отраслей широко распространен аутсорсинг авиационных работ, почему вы решили сформировать собственный парк воздушных судов?
В период с весны по осень интенсивность полетов у нас очень высокая. Каждый вертолет ежедневно по 5 часов находится в воздухе. При такой частоте использования экономически целесообразнее использовать собственный парк. Кроме того, для нас важна оперативность, в критические периоды вегетации, мы не можем зависеть от оператора вертолетных услуг, от того, есть ли у него сейчас свободный вертолет для нас или он на плановом ремонте, а то и летает по задачам другого заказчика. Нам важно иметь вертолет «у двери», чтобы он был в любой момент готов к вылету.

Используете ли беспилотные летательные аппараты (БПЛА)?
Направление перспективное, сейчас мы как раз тестируем БПЛА и уже пришли к определенным выводам. Прежде всего поняли, что для нас оптимальным является совмещение БПЛА с вертолетом. Отказаться от использования вертолетов мы не готовы. У дронов радиус полета ограничен тридцатью километрами, маршрут строится линейно, а самое главное - получаемая с камеры дрона картинка не сравнится с тем, что агроном видит своими глазами, находясь в кабине вертолета. Доставку грузов дронами мы не тестируем, все же это другой класс машин. Вертолет Robinson R66 дает нам возможность не только оперативно доставлять до четырех сотрудников, но и 136 килограмм полезного груза в багажном отделении: это могут быть запасные части для техники, необходимое для проведения полевых исследований оборудование…

Вертолетная техника требует квалифицированного персонала. Подготовка пилотов, техников, хранение и обслуживание….
Для хранения Robinson R66 достаточно небольшого отапливаемого ангара. Помимо вертолетов у нас большой парк сельхозтехники, которой необходимо сезонное хранение, так что с площадкой для базирования вертолетов проблем не возникло.

Все наши пилоты прошли профессиональное обучение в сертифицированном авиационно-учебном центре «Хелипорт Истра» в Подмосковье. Периодически отправляем их в Истру - проходить курсы повышения квалификации.

Техническое обслуживание организованно по аутсорсингу и производится в выездном режиме, инженеры сертифицированного Росавиацией и авторизованного производителем вертолетов Robinson сервисного центра «Хелипорт Истра» сами прилетают к нам для проведения необходимых регламентных работ. Если же по производственной необходимости летим в Московскую область, то совмещаем подобные командировки с техническим обслуживанием в сервисом центре в подмосковной Истре.